Борис Задунайский

Культурфилософская и психоаналитическая проблематика в книге Мастера Пепки «Бешенство»

 Признанный мастер короткого рассказа Мастер Пепка впервые попробовал применить свой творческий талант в более крупномасштабном произведении, написав роман «Бешенство». Несмотря на столь эпатирующее название, это любовная история (LOVE STORY — как было написано автором на обложке рукописи). Разумеется, подобная тема не является новостью для литературоведа, но еще Шекспир заметил, что все сюжеты повторяются с незапамятных времен в незначительных вариациях. В своем романе М.Пепка смог соединить воедино проблемы психоанализа личности и культурно-философское восприятие современной ему обстановки.

Герой романа не имеет имени, но называет себя и своих соратников «зомби». Этим термином в конце 20-го века называли тех, кто, сохраняя человеческую внешность, терял собственный рассудок и заменял его на облегченно-полевой вариант стандартного образца. Впрочем, историки не согласны с этой трактовкой, утверждая, что подобные имплантанты появились лишь в 2020-25 годах. Если это так — то можно лишь восхититься пророческим даром автора.

Его герой полностью подчинен своей задаче — собрать пять Статуй — и действует, не размышляя о целях и задачах тех, от кого он получил это задание. В этом образе Мастер Пепка рисует человека современной ему эпохи, живущего лишь подчинением вышестоящим органам управления государством. Мало кто их писателей того времени смог создать такой яркий образ, показывающий всю трагикомичность ситуации того времени — подчинение не замечается самим человеком, более того, у него создается иллюзия, что он свободен в своем выборе - в романе эта сентенция описана при помощи Липкого Краба, проклятия всего живого.:

Справка: Липкий Краб (сокращенно ЛК) является прообразом рассеяния силы.Фактически, это просто символ, а не какой-то конкретный объект. Это общее определение дезинтеграции, энтропии, упадка... Это не объяснишь словами, да и ни к чему.

Иллюзия угрозы просачивания ЛК поддерживает героя в уверенности, что его свобода зависит от предотвращения этой угрозы. Однако, подчиненность программе зомбирования им также осознается, но вытесняется из сознания, оставаясь a priori данным фактом существования, с которым бесполезно бороться; надо лишь уметь выживать в этих условиях: «Моя задача — исполнить Правило. Правило это есть данность глобальная, а потому осмысления не стоящая.»

Но стремление обрести самость идет из подсознания, и герой романа проходит свой трагический путь до тупика в самом конце...

Воздвижение Статуй в романе приводит к распространению так называемого бешенства. Но при осмыслении текста становится ясно, что распространение этого заболевания, аллегорически выраженного различными художественными приемами, не приводит к тому, что заражаемое население становится более ненормальным по сравнению с действующими лицами. Таким образом Мастер Пепка показал относительность понятия  «норма» по отношению к индивидууму и социуму.

В заклинании Четвертой Статуи это выражают следующие слова:

 Руки на голову!
Лицом к стене!
Вы жили так долго!
Вы жили в говне!

Как главный герой-зомби, так и весь окружающий мир, в сущности, одинаков. Трагедия романа заключается в безуспешных попытках противостоять этому вялому существованию, сделать хоть что-нибудь, чтобы прекратить бессмысленность бытия:

 Глаза — закройте!
Не будет больно!
Просто —
Довольно!
Довольно!!
Довольно!!!

По мере развития событий происходит становление героя, обретение им самости, индивидуальности. Персонажи, его поддерживающие, со временем исчезают. Раскроем секрет романа: описываемые личности являются лишь шизоидными компонентами главного героя. Таким образом, уничтожение ненужных, вредных составляющих личности является болезненным, но необходимым процессом обретения себя.

Пользуясь терминологией Эриха Берна, Взрослый героя полностью осознал важность порученной ему задачи и ответственно взялся за продолжение дела.

К концу произведения у героя романа остался лишь Взрослый, действующий по чужой программе, и Анима (переходя на терминологию Юнга), олицетворенная Sукой .

Но трагический финал уже закономерен... Уже слишком поздно высказывать свои желания: «Но разве это любовь? Дерьмо. Мне нужно желание - с твоей стороны... Тебе это известно. Но ты не можешь, не хочешь, не смеешь...», даже если они находят адекватный ответ: «Что как я? Я свободна, понял? Я хочу тебя..». Личность уже непоправимо разрушена, и слияние с анимой, обретение самости уже невозможно.

 — Придурок!… Как ты можешь выбрать… Ведь у тебя остался только один глаз. И только один путь. .

 Вот в этой финальной фразе калейдоскоп художественных образов останавливает свое вращение, возвращаясь к жестокой правде бытия — неприятие альтернативных путей развития всегда приводит к разрушению личности, у которой сначала остается один глаз, чтобы меньше смотреть по сторонам, разыскивая другие Пути, а потом исчезает и последний — и тогда, чтобы двигать дальше, остается один выход: становиться на четвереньки и вслепую следовать прежнему Пути, заданному неизвестно кем и ведущим в неизвестность...

Впервые опубликовано в пособии для студентов литературных вузов           
«Культурология», том 27, стр.458-459, изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2042г. 

 

 

 

<--PREVNEXT-->